Постпечатная обработка

К постпечатной или, как еще ее называют, послепечатной обработке относятся все процессы, которые производятся после того, как закончена печать. Таких процедур множество, причем часть из них является обязательной для любой полиграфической продукции.

Фальцовка

Если говорить простым языком, фальцовка — это сгиб бумаги. Сама линия сгиба называется фальцем. С помощью этой операции делаются буклеты (лист бумаги, с одним или двумя параллельными сгибами), Z-карты (когда лист формата А4 складывается с помощью множества перегибов в размер кредитной карты), тетради для изделий со скрепочным, клеевым или швейным скреплением листов, а также полиграфические изделия, которые имеют одно или несколько сложений. Фальцовку можно классифицировать по числу сгибов (один, два, три и т. д. сгиба), а также по взаимному расположению последовательных сгибов:

  • параллельный (каждый последующий сгиб параллелен предыдущему), 
  • перпендикулярный (каждый последующий сгиб перпендикулярен предыдущему), 
  • комбинированный (частично параллельные сгибы, частично перпендикулярные).

Необходимо понимать, что качество фальцовки сильно зависит от плотности бумаги. Чем она тоньше — чем качественнее будет фальц (сгиб). Если используется бумага большой плотности (от 170 гр/кв. м.) перед фальцовкой выполняют операцию биговки — сдавливания бумаги по линии будущего сгиба. Надо понимать, что это — необходимость, иначе добиться ровного качественного сгиба попросту не получится.

Итак, операция фальцовки не является обязательной, но она по умолчанию присутствует в расчете, если вы заказываете изготовление изделия со сгибами. Биговка используется еще реже, но она обязательна перед фальцовкой бумаги плотностью от 170 гр/кв. м.

Вас может удивить сильное расхождение стоимости тиража изделий со сгибами, выполненных на бумаге 150 и 170 гр/кв. м. А на самом деле, типографии обычно не выделают биговку и фальцовку в отдельные операции. Они считаются неотъемлемой частью определенного процесса. Так что, в случае каких-то сомнений, просто обратитесь к менеджеру, который подробно объяснит причины непропорционального роста стоимости, связанного исключительного со стремлением к высокому качеству изготавливаемой продукции.

Типография «МЕДИАКОЛОР» для операций фальцовки использует оборудование компании Heidelberg марки Stahlfolder Ti 52 и Stahlfolder 40. Мы можем осуществлять на своем оборудовании до 48 видов фальцев, которые Вы можете увидеть здесь.

Резка

Понятно, что резка — это когда что-то режут. Так вот, в полиграфии резка подразделяется на подрезку (это когда обрезаются края напечатанных изделий) и разрезку (когда разделяют изделия, напечатанные в нескольких экземплярах на одном листе). Несмотря на кажущуюся простоту действия, резка — процесс очень ответственный, к нему предъявляются достаточно жесткие требования. А все потому, что именно резка определяет внешний вид изделия. Трудности в процессе резки вызваны тем, что при обработке режется не один лист, а пачка, причем достаточно толстая. Соответственно, сдвиг одного из листов приведет к браку всей партии или заставит работников типографии перебирать пачку вручную, выискивая годные изделия. Это, если речь идет о листовых материалах. Если же происходит подрезка брошюр, то качество резки влияет на перпендикулярность всех граней и плоскостей, нарушение которых создает впечатление неряшливости. Резка в том или ином виде — обязательный технологический процесс, который применяется по умолчанию.

Подрезка-это процесс, когда печатные листы обрезают в стопе со всех четырех сторон. Это делается для того, чтобы:

  • убрать незапечатанную площадь (то есть белые поля по краю) листа, 
  • придать листам точные формы и размеры.

Если, к примеру, на одном листе напечатали несколько штук листовок, то после печати они также разделяются при помощи резки. Такой процесс называется разрезкой.

Многостраничная печатная продукция (каталоги, журналы и брошюры), где используется непружинный переплет, тоже обрезается после завершения всех технологических операций. Это позволяет получить ровный край и точный размер готового изделия.

Требования к качеству резки печатной продукции:

  1. после обрезки листы должны иметь прямоугольную форму; 
  2. не допускается на верхнем листе стопы наличие морщин вдоль линии разреза; 
  3. не допускается наличие шероховатостей, волнистостей, слипания обрезанных кромок, полос на плоскости обреза стопы и кромках всех листов, они должны быть чистыми и гладкими; 
  4. нижние листы должны быть полностью разрезаны и иметь чистую ровную кромку; 
  5. допускается отклонение в размере листов стопы по длине реза 1 мм; допустимая косина — не более 0,1% от размера листа вдоль реза; 
  6. после разрезки листов текста в ширине разрезанных полей допускается отклонение 1 мм (в том числе и косина); 
  7. допускаемое отклонение обложек, этикеток, открыток, бланков и т. д. от утвержденного образца до 3 мм.

В типографии «МЕДИАКОЛОР» для операций резки используется оборудование немецкого производителя компании POLAR (модели POLAR N 92 plus и POLAR N 92 pro).

Скрепление

Эта операция является обязательной для многостраничных полиграфических изделий. К ним относятся брошюры, журналы, каталоги, календари. Тип скрепления и стоимость обязательно оговариваются при размещении заказа на печать. Для листовок, буклетов, папок и прочей печатной продукции, состоящей из одного листа, скрепление, естественно, не требуется. Скрепление может производиться с помощью скоб, ниток, клея или пружины.

Скреплять можно тетради и отдельные листы. Листы можно скреплять между собой клеем или пружиной.

Склеивание отдельно подобранных листов применяется при изготовлении «кубариков», блокнотов, и, как правило, делается на бумаге одной плотности. Для этого их подбирают и промазывают по торцу специальным клеем. Когда клей высыхает, образуется эластичный слой, который удерживает листы. После этого полуфабрикат подрезают с трех сторон и получают готовое изделие.

Скрепление на пружину (навивка Wire-O)

Еще один способ, с помощью которого можно скрепить листы между собой, — это скрепление на пружину. Эта операция называется навивка.

Этот способ скрепления не имеет ограничений по плотности бумаги. Чаще всего он используется при изготовлении календарей, но также применяется в блокнотах, каталогах, презентационных материалах. Основной недостаток печатных изделий на пружине — их неудобно хранить, так как пружина намного толще блока. Зато с методом Wire-O отлично сочетаются не только плотная бумага и картон, но и пластик, что позволяет разнообразить фактуру изделий и сделать их нестандартными. Еще один плюс: легкая замена или извлечение из блока листов, что бывает полезно, например, для типовых презентационных материалов. Навивка на пружину подразумевает полосные макеты, не позволяя делать разворотные картинки и заставляя оставлять поля в районе корешка. Для этого подобранные и обрезанные в конечный формат листы пробиваются по стороне, где будет корешок, специальными ножами. Расстояние между отверстиями рассчитывается предварительно, исходя из толщины готового изделия. Потом в пачке листов пробиваются отверстия круглой или квадратной формы, в которые продевается пружина, надежно удерживающая листы в блоке.

Скрепление на скобу (скрепку)

Это стандартный тип скрепления для брошюр небольшого объема. При этом способе скрепления тетради вкладываются друг в друга и прошиваются скобой из тонкой проволоки по центру сгиба тетради. Существует два типа скобы: простая — плоская и фигурная — выпуклая. Простая скоба применяется для любых полиграфических изделий. Фигурная — для изделий, которые планируется хранить в папках-скоросшивателях. Самым элементарным примером скрепления на скобу может служить обычная ученическая тетрадь в 12 или 18 листов.

Скрепление на скобу достаточно надежно, со временем не разрушается, позволяет при желании аккуратно вынимать отдельные листы из общего блока. Но этот способ скрепления имеет ограничение: большое количество листов посадить на скобу не получится. Максимальное количество — не более 96 полос (при плотности бумаги 70 гр/кв. м.), а максимально рекомендованная плотность бумаги не должна превышать 130 гр/кв. м. Несоблюдение этих требований приведет к тому, что брошюра будет раскрываться.

Скрепление на скобу в типографии «МЕДИАКОЛОР» производится на оборудовании швейцарской компании Müller Martini MM 1509.

КБС (Клеевое бесшвейное скрепление)

Клеевое бесшвейное скрепление — это скрепление с использованием клея. Оно не имеет ограничений по объему и может использоваться как для тетрадей, так и для листов. Листы или тетради подбираются между собой, образуя стопу (блок), промазываются клеем по корешку и вкладываются в обложку. Все просто, но есть некоторые особенности. При разработке дизайн-макета обложки необходимо проектировать еще и корешок, при этом четко понимая, какой ширины он будет. Также надо учитывать то, что раскрытие изделия будет не полным, и разворотные картинки придется верстать с учетом «неполной видимости» в районе корешка.

Для КБС применяются два вида клея: обычный (термоклей) и клей Pur (полиуретановый).

Первый хорошо зарекомендовал себя при скреплении изделий с толщиной корешка от 5 до 15 мм и толщиной бумаги внутреннего блока от 70гр/кв. м. до 115 гр/кв. м. Pur-клей рекомендуют использовать для изделий с толщиной корешка от 15 до 700 мм и толщиной бумаги для внутреннего блока от 115гр/кв. м до 170гр/кв. м.

Изделия, скрепленные методом КБС, не рекомендуется раскрывать сразу, так как клей должен полностью полимеризоваться (закрепиться). Время высыхания клея составляет от 3 до 24 часов в зависимости от марки клея. Если технология нарушена, то изделие может «развалиться» на отдельные листы.

Но, несмотря на эти недостатки, скрепление клеем (КБС) остается популярным из-за своей дешевизны и отсутствия ограничений на объем изделия и плотность бумаги.

Для выполнения этой операции типография «МЕДИАКОЛОР» использует оборудование: для подборки тетрадей — листоподборочную машину Müller Martini ММ 201, для КБС — Heidelberg Eurobind 500.

А уж если вам необходима действительно качественная вещь, и вы согласны на соответствующую оплату, то имеет смысл обратиться к швейному способу скрепления. Тут тетрадь из 16 или 32 страниц прошивается капроновой ниткой, которая затем переходит на сшивку следующей тетради. То есть, весь блок состоит из тетрадей, прошитых между собой. При таком способе крепления плотность бумаги и количество полос не имеют значения, продукция получается надежно скрепленной и не утрачивает надежность с течением времени. Ее удобно хранить, и служить она будет долго даже при частом использовании.

Единственный существенный недостаток швейного способа скрепления — относительно высокая стоимость работ, поскольку операции достаточно трудоемки и даже применение автоматов не спасает положение.

Ламинация

Ламинация — это один из финальных процессов обработки готового тиража или изделия. Печатные листы покрывают различной плёнкой с целью улучшить, «обогатить» внешний вид, а также защитить от внешних воздействий. Разнообразие видов продукции, в которых используется этот процесс, очень велико — это карманные календари, плакаты, пакеты, папки, обложки для каталогов и журналов и многое другое. Но всё же самое главное назначение этого процесса — защитная функция. Ведь не секрет, что продукция, покрытая плёнкой, будет служить гораздо дольше. Есть и еще одно неоспоримое преимущество — любая бумага, покрытая пленкой, ярче раскрывает краски, и становится гораздо более презентабельной и броской. По способу нанесения плёнки ламинация делится на горячую и холодную. Горячая ламинация осуществляется при помощи разогрева клеящего слоя плёнки, с последующей накаткой её валами на лист. Для холодного ламинирования используется плёнка, имеющая высокопрозрачную клеевую систему, активизируемую давлением.

Плёнки для ламинирования бывают:

  • Глянцевые — отлично передают цвет изображения, его насыщенность и яркость, но световые блики, возникающие на глянцевой поверхности, мешают воспринимать мелкие детали, к примеру, информационный текст. 
  • Матовые — исключают блики, дают возможность без труда делать надписи на поверхности. Эти надписи легко стираются обычным ластиком. Покрытие матовой плёнкой выглядит более респектабельно и, как правило, требуется для ламинирования визиток и дорогой рекламной продукции. 
  • Текстурированные — например: «Песок», «Холст», «Лён», «Брызги шампанского», «Ткань» используют для декорирования поверхности изображения.

Пленки для ламинирования могут быть различной плотности от 28 до 250 микрон. Для этого процесса в типографии «МЕДИАКОЛОР» используется ламинатор YFML-92.

Высечка

Высечка или штанцевание — это отделочный процесс полиграфического производства, при котором из листа бумаги или картона получают изделия сложной формы посредством удара штампа по контуру. Высечка часто используется для таких изделий, как открытки, этикетки, папки, коробки и многое другое.

Высечка не является обязательной технологической операцией и применяется лишь тогда, когда дизайн-макет предусматривает какие-то неровные края в готовом изделии. Всевозможные окна на обложке изделия, край блока в виде полукруга или елочки придают изделиям необычный и оригинальный вид, делают его эксклюзивным. Для таких изделий, как папки, коробки и POS-материалы операция высечки является обязательной.

Тиснение

Тиснение — это отделочный процесс полиграфического производства, который основан на припрессовке горячим или холодным способом металлизированной или пигментной фольги или полимерной пленки с напылением нужного вещества для улучшения привлекательности упаковки, этикетки или рекламно-акцидентной продукции.

Тиснение фольгой — процесс, при котором между нагретым клише и материалом (бумагой, кожей, пластиком и т. д.) протягивается фольга и производится прессование. Под действием нагретого клише металлизированное или пигментное напыление отстает от пленки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности обрабатываемого материала.

Конгревное тиснение без фольги выполняется при помощи пресса горячего тиснения путем выдавливания изображения. Конгрев — популярный вариант дизайна, который используется при оформлении суперобложек, этикеток, открыток, мягкой упаковки, дипломов и пр. Конгрев может использоваться как самостоятельный вид оформления, так и в комплексе с другими видами тиснения, например, с тиснением фольгой.

Обратный конгрев — редко применяемый термин, равно как и редкий процесс в российских типографиях. Речь идет о выдавливании изображения ниже уровня материала (то есть в сторону от наблюдателя). Таким способом можно делать на бумаге, например, эффектные следы, как бы продавившие лист.

Операции вырубки и тиснения в типографии «МЕДИАКОЛОР» выполняются на оборудовании KAMA модель TS 74. Существует еще очень много видов и способов послепечатной обработки полиграфической продукции, которые типография «МЕДИАКОЛОР» использует в своей работе. Но, для того чтобы получить качественно сделанное изделие — звоните, пишите, приезжайте, наши менеджеры с удовольствием помогут Вам с выбором материала, из которого надо делать Вашу продукцию, а также предложат варианты отделки Вашего изделия после печати.